За последний 2014 год в России появилось больше франшиз, чем за период с 1991 года. Такой рост их популярности связан с тем, что любой продукт тут же получает название "франшиза".
Вместо договора коммерческой концессии (который необходим при продаже франшизы) и его регистрации, предлагаются любые различные виды договоров (от обучения до оказания услуг).
Как и во многих случаях явления франчайзинга в России приобрело свою специфику, отличающуюся от мировой в худшую сторону.
Летом 2014 года мы начали прорабатывать международные продажи более детально и первое о чем встал вопрос - это международный договор. Жалкие попытки отечественных компаний заключать с иностранными партнерами российские договора, вызывают улыбку зарубежом.
Естественно, что мы столкнулись с трудностями, для решения которых привлекли человека, имеющего опыт работы в международной компании в сфере франчайзинга - из компании EcoWash.
Его советы и понимание открыли мне глаза на практику ведения франчайзинга в мире. Такие понятия как Franchise Disclosure Document (FDD), franchise license agreement стали понятны и просты. Для международных клиентов мы ввели практику анкетирования и отбора франчайзи перед покупкой франшизы.
Итоговый международный договор получился на 32 страницы, о прописанных нюансах и говорить не приходится.
В этой связи рекомендую к прочтению книги одного из пионеров франчайзинга - Рэя Крока, основателя франшизы МакДональдс. В его книге "Империя гамбургера" рассказывается о длинном пути, который прошел юноша, игравший на пианино к крупнейшему продавцу бумажных стаканчиков в США, от этого к разорению и снова взлету.
Рэй Крой познакомился в братьями МакДональдами в возрасте 52 лет и смог основать эталонную франшизу ресторана быстрого питания.
Для чего стоит прочитать эту книгу? Она жизненно необходимо для понимания сути и практики международного франчайзинга, - ведь это не просто конвейерный выпуск новых продуктов и направлений, а кропотливая работа по росту и развитию франчайзинговых представительств, обучение и контроль качества, регулярное взаимодействие и совместное улучшение продукта, менеджмент качества, а не количества...
Его история вдохновляет, он был трудоголиком. Я писал в одной из предыдущих статей о необходимом количестве времени для работы - в таком случае сознание человека будет стремиться к отдыху (всеми доступными способами). Прочитайте эту книгу до конца, чтобы узнать как он закончил свою жизнь и сравните с реалиями франчайзинга в России :)